«Всё это – жизни людей». Зачем читать лекции по профилактике ВИЧ в реабилитационных центрах и как устроена эта работа

Это рассказ консультанта «Гуманитарного проекта» Антона Петрова (имя изменено, — пр.) об одном из направлений работы – профилактике ВИЧ-инфекции среди людей, находящихся в реабилитационных центрах. О том, как устроена эта работа и зачем она нужна – в интервью Антона.

— Лично я занимаюсь работой в реабилитационных центрах уже 4 года. Мы приезжаем и рассказываем лекцию о ВИЧ-инфекции – путях передачи, способах защиты, лечении и том, к чему приводит его отсутствие, о важности регулярного приёма терапии. Еще несколько лет назад информированность людей, которые находятся на реабилитации, была очень низкой, а сейчас люди много знают о ВИЧ.

Сложность нашей работы заключается в том, что люди, которые употребляют наркотики и алкоголь, не умеют о себе заботиться. Собственно, когда они оказываются в реабилитационном центре, они в том числе и начинают учиться заботиться о себе. А сейчас основной путь передачи ВИЧ-инфекции – половой, поэтому использование презерватива и есть та самая забота о себе, своей безопасности.

Вторая сложность заключается в том, что если экспресс-тест у человека даёт положительный результат, то не всегда удаётся довести его до СПИД-центра, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз. Люди боятся столкнуться с этими проблемами и теряются. Чтобы решить этот вопрос мы организовали выезд медицинских работников в реабилитационные центры. Это даёт возможность брать кровь на месте, у людей появляется возможность начать лечение уже в реабилитационном центре. Это большой плюс, потому что в центрах есть режим, есть поддерживающая среда – эти факторы помогают сформировать у человека приверженность к лечению.

После выхода из реабилитационного центра мы оставляем им наши контакты и сопровождаем их, помогаем наладить лечение в обычной жизни. На первых этапах человека иногда важно буквально взять за руку, привести в СПИД-центр к равному консультанту и провести полностью по маршруту – показать где сдавать кровь, где ждать вызова к врачу, где консультироваться, где получать терапию. Как с маленькими детьми, но это помогает сформировать привычку. Мы должны убрать все барьеры, чтобы человек начал лечение и вышел на неопределяемую вирусную нагрузку.

— Расскажи какой-нибудь яркий случай из своей практики работы в реабилитационных центрах?

— Расскажу последнюю историю. Женщину привезли из другого региона, она всю жизнь употребляла наркотики, бывала в местах лишения свободы. Мы провели ей экспресс-тест, он дал положительный результат, на что она спокойно отреагировала, сказала, что всё знает, но не хочет принимать терапию. Я приезжал к ней примерно раз в полтора месяца, пытался убедить начать лечение. И на мой четвёртый приезд она согласилась поехать в СПИД-центр, сдать анализы. В итоге, она начала лечение и более того, стала заниматься профилактикой ВИЧ-инфекции в реабилитационных центрах. Она прошла у нас обучение и сейчас является одним из тех людей, кто проводит очень много тестов, доводит людей до СПИД-центра. Этот путь занял год. То, кем она стала сейчас, и кем была, когда я её впервые увидел – это два разных человека. Я встретил худую женщину с синяками под глазами, которая не умела концентрировать внимание, а сейчас я вижу человека с осознанностью в глазах, который рассуждает, строит планы. Это невероятно круто.

— Ты рассказываешь, что людей иногда приходится вести в поликлинику как детей за руку. Кто-то со стороны может подумать: «К чему такие сложности? Не хочет лечиться и не хочет, его проблемы». Как бы ты ответил на этот вопрос?

— У нас в обществе действительно большая стигма к таким людям и можно понять почему. Люди с наркотической и алкогольной зависимостями воспринимаются как нечто опасное. Отчасти, так и есть – в моменты употребления люди не контролируют себя. Но я вижу, как люди меняются, когда перестают употреблять наркотики и алкоголь – они становятся достойными членами общества.

Лично я не стремлюсь кому-то доказать, что это важно. Я просто знаю, что это важно. Всё это – жизни людей, которые могут умереть, а могут начать лечение и прекрасно жить.

К тому же, это моя работа и важно делать её качественно. А как оценить её качество? Когда я вижу людей, которые начали лечение, которые выходят на неопределяемую вирусную нагрузку – это и есть критерии. А это важно уже и для всего общества – человек с неопределяемой вирусной нагрузкой не передаёт ВИЧ. Получается, что от благополучия конкретного человека зависит благополучие общества – если человек не лечится, то он может передавать инфекцию. И если раньше основным путём передачи были нестерильные медицинские инструменты (иглы), то сейчас это – половой путь. И в настоящее время сохраняется тенденция, когда ВИЧ-инфекция выходит за рамки людей, употребляющих наркотики.

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе наших обновлений
Как поддержать нас

Гуманитарный проект — благотворительная организация. Мы существуем благодаря вашей поддержке. Вы можете сделать пожертвование на реализацию проектов и поддержку работающих сервисаов, поучаствовать в работе волонтеров, помочь как компания.